Игорь-62
05.01.2014, 00:04
Страховые компании предрекают кризис на рынке автострахования. Увеличение выплат по полисам ОСАГО до 400 тысяч рублей, предусмотренное поправками, рассматриваемыми в Госдуме, вместе с введением фиксированных выплат по вреду здоровью водителей и пассажиров, попавших в ДТП, по мнению страховщиков, разорит большинство компаний. Страховщики настаивают на соразмерном увеличении базовой ставки ОСАГО.
Обсуждаемые в Госдуме поправки в закон об ОСАГО предусматривают увеличение лимита выплат по материальному ущербу до 400 тысяч рублей. Суммы по вреду здоровью в документе выросли до 500 тысяч рублей, а сама схема выплат должна быть существенно изменена. Речь идет о практике фиксированных платежей, когда пострадавшим в ДТП будут выплачивать суммы не на основе подтвержденных расходов на лечение, а по тарифам, предусмотренным за ту или иную конкретную травму.
В увеличении лимита выплат по ОСАГО заинтересованы, прежде всего, сами автомобилисты. Максимальные суммы, которые выплачиваются сегодня (не считая расширения выплат по добровольному страхованию): по 120 тысяч за материальный ущерб и по 160 тысяч за вред здоровью, установлены 10 лет назад. За это время цена автомобилей и запчастей выросла минимум в 1,5 раза, подорожали нормочасы на станциях техобслуживания. Стоимость лекарственных препаратов и лечения в стационарах также увеличилась.
«Доля случаев причинения вреда на сумму свыше 120 000 рублей неуклонно растет. Это связано, в том числе, с увеличением числа дорогих автомобилей. Средняя цена нового автомобиля сейчас превышает 28 тысяч долларов, за последние 5 лет этот показатель вырос более чем на 20 процентов. Доля дорогих автомобилей продолжает расти. Поэтому увеличение страховых сумм является адекватной мерой, которая защитит права автовладельцев – и тех, кто признается пострадавшим, и тех, кто признается виновником в ДТП. Выплаты по ущербу здоровью/жизни должны быть увеличены до 500 тысяч рублей. Этот шаг также логичен и полностью соответствует актуальным требованиям», - приводит статистику менеджер по связям с общественностью РСА О. Крючкова.
Однако страховщики уверяют: при нынешней стоимости страхового полиса, увеличивать лимит выплат невозможно. Убыточность этого вида страхования приближается к критической, так как ставка ОСАГО также практически 10 лет остается без изменений. А что будет в новом году, никто не знает.
Динамика последних лет по выплатам и взносам ОСАГО показывает, что суммы выплаты растут существенно быстрее, чем сборы. Финансовый результат страховщиков по ОСАГО за 2003-2011 годы при учете всех расходов и налогов составил 3,42% от начисленной премии. Понятно, что при увеличении сумм страхового покрытия (тем более таком значительном, как это планируется) необходимо соразмерно увеличить базовые тарифы на ОСАГО», - оценила ситуацию на рынке ОСАГО О. Крючкова.
Совсем иными цифрами оперируют в юридической компании «ГлавСтрахКонтроль». По мнению экспертов, до ухода «в минус» страховым компаниям еще далеко. «Минфин сам говорит о том, что в 2003 году тарифы вводились с запасом, и я считаю, что этого запаса вполне может хватить, чтобы увеличить лимиты без повышения тарифов, либо без существенного повышения тарифов», - рассказал корреспонденту Autonews директор «ГлавСтрахКонтроля» Н. Тюрников. По мнению эксперта, у страховщиков еще есть солидный «жирок», но они о нем сознательно забывают.
«Что касается цифр, они абсолютно открыты - это официальные данные Российского союза автостраховщиков. За 2012 год (по 2013 еще нет полной статистики), страховые компании собрали 120 миллиардов, а выплатили только половину - 61 миллиард рублей», - комментирует ситуацию Н. Тюрников.
Руководитель генерального агентства страховой компании «Ингосстрах» В. Румянцев утверждает, что данные цифры - лишь сухая статистика, отражающая общее положение дел на рынке, и не все собранные страховыми компаниями деньги дошли до РСА. Часть из них осела в компаниях-однодневках.
«Вы знаете, сложно судить о качественности этих цифр. На рынке куча страховых компаний, которые пылесосят рынок, если говорить на сленге страховщиков. Страхуют регионы, набирают большой объем премий и любыми возможными, доступными способами оттягивают выплаты, занижают их. Поэтому сейчас очень сложно однозначно сказать, куда делись эти деньги. Если рассматривать таких страховщиков как «Ингосстрах» в частности, то маржинальность по портфелю составит 20%, и эти деньги уходят на зарплаты сотрудников, на содержание этого бизнеса, расходы на ведение дел. ОСАГО — это нулевой бизнес для страховщика, очень затратный. Плюс некомпетентность страховых агентов, тех, кто работает в поле, недостоверная информация, очень много нюансов, о которых не говорят на высоком уровне, когда приводят такие цифры сборов и убыточности относительных», - рассказал корреспонденту Autonews В. Румянцев.
По закону страховые компании должны тратить на выплаты клиентам до 77% от полученных страховых премий. Еще 3% уходят в резервные фонды, из которых оплачиваются обязательства обанкротившихся страховых компаний. Представители страховых компаний утверждают, что критическая точка процента выплат, при которых компания может существовать, расположена десятью пунктами ниже. «Если убыточность будет в районе 60%, это будет интересно. Бизнес должен приносить деньги для двух сторон, он не может играться в одни ворота. Если погрузиться в саму кухню, зайти в бэк-офис страховщика, в те отделы, которые занимаются обработкой полисов ОСАГО - это просто катастрофа», - утверждает В. Румянцев.
Обсуждаемые в Госдуме поправки в закон об ОСАГО предусматривают увеличение лимита выплат по материальному ущербу до 400 тысяч рублей. Суммы по вреду здоровью в документе выросли до 500 тысяч рублей, а сама схема выплат должна быть существенно изменена. Речь идет о практике фиксированных платежей, когда пострадавшим в ДТП будут выплачивать суммы не на основе подтвержденных расходов на лечение, а по тарифам, предусмотренным за ту или иную конкретную травму.
В увеличении лимита выплат по ОСАГО заинтересованы, прежде всего, сами автомобилисты. Максимальные суммы, которые выплачиваются сегодня (не считая расширения выплат по добровольному страхованию): по 120 тысяч за материальный ущерб и по 160 тысяч за вред здоровью, установлены 10 лет назад. За это время цена автомобилей и запчастей выросла минимум в 1,5 раза, подорожали нормочасы на станциях техобслуживания. Стоимость лекарственных препаратов и лечения в стационарах также увеличилась.
«Доля случаев причинения вреда на сумму свыше 120 000 рублей неуклонно растет. Это связано, в том числе, с увеличением числа дорогих автомобилей. Средняя цена нового автомобиля сейчас превышает 28 тысяч долларов, за последние 5 лет этот показатель вырос более чем на 20 процентов. Доля дорогих автомобилей продолжает расти. Поэтому увеличение страховых сумм является адекватной мерой, которая защитит права автовладельцев – и тех, кто признается пострадавшим, и тех, кто признается виновником в ДТП. Выплаты по ущербу здоровью/жизни должны быть увеличены до 500 тысяч рублей. Этот шаг также логичен и полностью соответствует актуальным требованиям», - приводит статистику менеджер по связям с общественностью РСА О. Крючкова.
Однако страховщики уверяют: при нынешней стоимости страхового полиса, увеличивать лимит выплат невозможно. Убыточность этого вида страхования приближается к критической, так как ставка ОСАГО также практически 10 лет остается без изменений. А что будет в новом году, никто не знает.
Динамика последних лет по выплатам и взносам ОСАГО показывает, что суммы выплаты растут существенно быстрее, чем сборы. Финансовый результат страховщиков по ОСАГО за 2003-2011 годы при учете всех расходов и налогов составил 3,42% от начисленной премии. Понятно, что при увеличении сумм страхового покрытия (тем более таком значительном, как это планируется) необходимо соразмерно увеличить базовые тарифы на ОСАГО», - оценила ситуацию на рынке ОСАГО О. Крючкова.
Совсем иными цифрами оперируют в юридической компании «ГлавСтрахКонтроль». По мнению экспертов, до ухода «в минус» страховым компаниям еще далеко. «Минфин сам говорит о том, что в 2003 году тарифы вводились с запасом, и я считаю, что этого запаса вполне может хватить, чтобы увеличить лимиты без повышения тарифов, либо без существенного повышения тарифов», - рассказал корреспонденту Autonews директор «ГлавСтрахКонтроля» Н. Тюрников. По мнению эксперта, у страховщиков еще есть солидный «жирок», но они о нем сознательно забывают.
«Что касается цифр, они абсолютно открыты - это официальные данные Российского союза автостраховщиков. За 2012 год (по 2013 еще нет полной статистики), страховые компании собрали 120 миллиардов, а выплатили только половину - 61 миллиард рублей», - комментирует ситуацию Н. Тюрников.
Руководитель генерального агентства страховой компании «Ингосстрах» В. Румянцев утверждает, что данные цифры - лишь сухая статистика, отражающая общее положение дел на рынке, и не все собранные страховыми компаниями деньги дошли до РСА. Часть из них осела в компаниях-однодневках.
«Вы знаете, сложно судить о качественности этих цифр. На рынке куча страховых компаний, которые пылесосят рынок, если говорить на сленге страховщиков. Страхуют регионы, набирают большой объем премий и любыми возможными, доступными способами оттягивают выплаты, занижают их. Поэтому сейчас очень сложно однозначно сказать, куда делись эти деньги. Если рассматривать таких страховщиков как «Ингосстрах» в частности, то маржинальность по портфелю составит 20%, и эти деньги уходят на зарплаты сотрудников, на содержание этого бизнеса, расходы на ведение дел. ОСАГО — это нулевой бизнес для страховщика, очень затратный. Плюс некомпетентность страховых агентов, тех, кто работает в поле, недостоверная информация, очень много нюансов, о которых не говорят на высоком уровне, когда приводят такие цифры сборов и убыточности относительных», - рассказал корреспонденту Autonews В. Румянцев.
По закону страховые компании должны тратить на выплаты клиентам до 77% от полученных страховых премий. Еще 3% уходят в резервные фонды, из которых оплачиваются обязательства обанкротившихся страховых компаний. Представители страховых компаний утверждают, что критическая точка процента выплат, при которых компания может существовать, расположена десятью пунктами ниже. «Если убыточность будет в районе 60%, это будет интересно. Бизнес должен приносить деньги для двух сторон, он не может играться в одни ворота. Если погрузиться в саму кухню, зайти в бэк-офис страховщика, в те отделы, которые занимаются обработкой полисов ОСАГО - это просто катастрофа», - утверждает В. Румянцев.